Методика определения у воспитанников детского дома общей ориентации в окружающем мире и запаса бытовых знаний
22.01.2014, 21:17
Методика определения у воспитанников детского дома общей ориентации в окружающем мире и запаса бытовых знаний Для депривированных детей, поступающих в детский дом, характерны высокая степень педагогической запущенности, проявляющаяся в слабой осведомленности об окружающем мире и социальной действительности, в низком уровне социальной компетенции, в низком уровне культуры и нравственности, в отсутствии родственных привязанностей. Этот вариант методики предназначается для детей поступивших и проживающих в детском доме. Для оценки общей ориентировки в окружающем мире детей и для выяснения запаса их бытовых знаний используются перечни вопросов, которые следуют далее. Процедуры обработки ответов на них, выведения оценки в баллах и оценивания на этой основе уровня психологического развития ребенка идентичны. (таблица- приложение 1)
За правильный ответ на каждый из предложенных вопросов ребенок получает 1 балл. Максимальное количество баллов, которое может получить один ребенок по данной методике за правильные ответы на все вопросы, составляет 15. Для ответа на каждый из вопросов ребенку отводится по 1 минута. Отсутствие ответа в течение этого времени квалифицируется как ошибка и оценивается в 0 баллов. Полностью психологически готовым (по данной методике) считается тот ребенок, который правильно ответил на все вопросы, т.е. в итоге получил 15 баллов. В течение времени, отведенного на ответ, ребенку можно задавать дополнительные вопросы, облегчающие, но не подсказывающие правильный ответ. Если ребенок не справляется с заданием , воспитатель планирует коррекционную работу по «западающей» теме, определяя срок. По истечении срока с ребенком проводят повторный тест. Вопросы для детей, поступивших в детский дом: 1. Как тебя зовут? (Называние фамилии вместо имени не является ошибкой.) 2. Сколько тебе лет? 3. Как зовут твоих родителей? (Называние уменьшительных имен не рассматривается как ошибка.) 4. Как называется город, в котором ты живешь (жил)? 5. Как называется улица, на которой ты проживаешь (проживал)? 6.Для чего нужны столовые приборы (ложка, вилка, нож)? 7. Каких животных ты знаешь? Какие из них дикие и какие домашние? (Правильным считается тот ответ, в котором названы не менее двух диких и не менее двух домашних животных.) 8.Какие времена года ты знаешь? 9. Как называется то время дня, когда ты просыпаешься, обедаешь и готовишься ко сну? 10. Назови предметы одежды и обуви. (Правильный ответ — тот, в котором перечислены не менее трех предметов одежды и обуви) 11. Какие блюда ты знаешь? (правильный ответ – не менее трех блюд) 12. Как называются различные виды транспорта? (Правильный ответ предполагает называние не менее трех разных видов транспорта). 13. Для чего необходимо купаться и стирать? 14. Для чего необходимо убирать помещение в котором ты живешь? 15.Какие культурные слова ты знаешь? (правильный ответ – не менее трех слов)
Вопросы для детей имеющих 3-4 летний опыт проживания в детском доме: 1. Как твои фамилия, имя и отчество? 2. Как называется город и улица ,на которой ты живешь? 3. Как называется столица того государства, в котором ты живешь? 4. Как называются птицы и животные которые обитают в местности где ты живешь? (Здесь необходимо назвать хотя бы по 2 вида особей) 5. В каком месяце обычно появляется снег и когда он начинает таять? 6. В котором часу ты обычно уходишь в школу и приходишь из школы? (Правильный ответ включает указание, как на часы, так и на минуты.) 7. В котором часу ты обычно завтракаешь и ужинаешь? (Правильный ответ предполагает название как часа, так и минут). . 8. Назови все столовые приборы, которые необходимы для сервировки стола к обеду. 9. Назови несколько праздничных блюд (правильный ответ – не менее трех блюд) 10. Где и как можно приобрести билеты на различные виды транспорта? 11. Какие средства гигиены ты знаешь? 12.Назови несколько видов сезонной одежды? (Правильный ответ – к каждому сезону не менее 5 вещей ) 13. Назови бытовые приборы и их использование? (Правильный ответ – не менее 5 приборов) 14. Назови основные правила поведения в общественных местах? 15. Назови профессии и их назначение? (Правильный ответ – не менее 5 профессий)
Вопросы выпускникам детского дома: 1. . Каковы фамилия, имя и отчество кого-нибудь из твоих далеких родственников? Как позвонить в тот город, где живут твои родственники? (Правильный ответ предусматривает указание того, как позвонить хотя бы в один город). 2. Гражданином какого государства ты являешься? 3. Как называются столицы тех государств, которые граничат с твоей республикой? (В правильном ответе на данный вопрос должно быть названо не менее трех столиц разных государств). 4. В каких странах мира холоднее всего и теплее всего? (Правильный ответ предусматривает называние хотя бы одной такой страны, которая расположена в зоне экватора, и хотя бы одной страны, которая располагается близко к Северному полюсу). 5. Назови животных , живущих на других материках? (Правильный ответ – назвать не менее пяти животных) 6. Назови свой примерный распорядок дня? 7. Какие средства гигиены для подростков ты знаешь? 8. В котором часу по телевидению начинаются твои любимые передачи? (Для правильного ответа необходимо назвать время в часах и минутах хотя бы двух таких передач) 9. Назови правила поведения в кино (театре)? 10. Где можно узнать или прочесть что-либо интересное? (Правильный ответ предусматривает интернет ,книги, газеты и журналы ,называние не менее трех разных печатных изданий). 11. Назови составляющие семейного бюджета? 12. Назови состав продуктов для приготовления нескольких блюд? (Правильный ответ – назвать не менее двух рецептов) 13. Куда необходимо обращаться и звонить если ты заболел , случился пожар или у тебя беда? (Для правильного ответа необходимо назвать телефоны скорой , пожарной и милицейской службы) 14. Врачей каких узких специальностей ты знаешь и что они лечат? (Для правильного ответа необходимо назвать не менее 3 профессий) 15. Какие профессии тебе нравятся, и кем ты хочешь стать? (Для правильного ответа необходимо назвать не менее 3 профессий)
Приложение 1 № Дата заполнения Фамилия ,имя ребенка Возраст Количество баллов Коррекционная работа 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Технология проведения генеральной уборки: 1. Общие указания 1.1.Заранее распределить детей на уборку по объектам: игровая и учебная комнаты, столовая, спальни мальчиков и девочек, сан. Узел (в уборке должны принимать участие все воспитанники группы). 1.2.Подготовить инвентарь и необходимые моющие средства для уборки (ведра, тряпки, швабры, веники ,щетки, пылесос, средства для мытья окон, стекол, мебели). 1.3.Провести инструктаж по правилам выполнения генеральной уборки, добиваясь. Чтобы каждый ребенок понял. Что и как он должен делать, в какой последовательности. 1.4. Организовать и лично руководить проведением уборки. 1.5. Лично принять каждый убранный участок, при неудовлетворительном качестве уборки добиться устранения недостатков. 1.6.Принять на хранение уборочный инвентарь и моющие средства. 1.7. Лично сдать уборку дежурной медсестре. 2. Порядок уборки участков: 2.1. Почистить ковры пылесосом и скатать их. 2.2. Подмести пол и убрать мусор. 2.3. Вымыть мебель, двери, окна специальными моющими средствами (мебель и окна насухо вытереть). 2.4. Протереть подоконники, стекла, зеркала. 2.5. Оттереть черные полосы и пятна с пола. 2.6. Вымыть щеткой плинтуса. 2.7. Намыть пол с порошком, протереть насухо. 2.8. Прополоскать тряпку, вымыть и сдать инвентарь. 3.Памятка дежурному по учебной комнате : 3.1. Перед началом уборки открой форточку (в зимнее время надо проветрить помещение после уборки, без детей). 3.2. Перед началом уборки попроси детей, чтобы убрали на место портфели, навели порядок в учебных столах, тумбочках и полках (Не потребовал наведения порядка от других – убирай за них сам!). 3.3. Почисть ковры пылесосом, скатай их. 3.4. Полей, побрызгай цветы, вымой поддоны. 3.5. Подмети и вынеси мусор. 3.6. Вымой мебель: столы, стулья, стенку. 3.7. Дверь вымой с обоих сторон чистящим средством, ототри все пятна. 3.8. Натри стекла моющим средством и вытри насухо. 3.9. Вымой плинтуса, а затем полы. 3.10. Расставь цветы и расстели ковры. 3.11. Сдай уборку воспитателю, если у него есть замечания – устрани их. 3.12. Прополощи тряпку помой и сдай инвентарь и моющие средства воспитателю.
4.Памятка дежурному по спальне: 4.1.Перед началом уборки проверь аккуратность заправки кроватей, попроси навести порядок в шкафах, тумбочках, комоде. 4.2. Почисть ковер пылесосом, сверни его. 4.3. Отодвинь кровати от стен. 4.4. Подмети полы. 4.5. Вымой с чистящими средствами мебель ,подоконник. 4.6. Вымой с двух сторон дверь, пятна ототри с порошком. 4.7. Щеткой помой плинтуса. 4.8. Вымой полы. 4.9. Расстели ковер. 4.10. Сдай уборку воспитателю, если есть замечания – устрани их. (Подклей оторвавшиеся обои). 4.11.Прополоскай тряпку, помой и сдай инвентарь воспитателю. (1 раз в неделю – производится смена постельного белья ). 5.Памятка дежурному по столовой (генеральная уборка). 5.1. Проверь, чтобы все кастрюли были унесены на пищеблок. 5.2. Почисть ковер пылесосом, сверни его. 5.3. Начни уборку с моечной комнаты: вымой плитку, полки, раковины с моющим средством. 5.4. Вымой столы, кухонные диваны, стулья моющим средством, протри насухо. 5.5. Помой двери с двух сторон, оттирая все пятна порошком. 5.6. Полей цветы, напольные горшки вымой мокрой тряпкой. 5.7. Подмети пол, вынеси мусор. 5.8. Помой щеткой плинтуса. 5.9. Вымой пол с порошком, вытри насухо. 5.10. Сдай уборку воспитателю , если есть замечания – устрани их. 5.11. Прополощи тряпку ,помой инвентарь и сдай воспитателю.
Воспитатель детского дома "Дом детства" Романтеева Наталья Степановна