«Моделирование игровых ситуаций в процессе развития воспитанниц детского дома»
22.01.2014, 21:14
«Моделирование игровых ситуаций в процессе развития воспитанниц детского дома» Цель воспитателя заменив девочкам маму , передать им различные секреты по домоводству ,чтобы в будущем они стали заботливыми мамами, умелыми хозяйками и гостеприимными женщинами. Задачи : Научить воспитанниц делать уборку в доме , шить и вязать , правильно ухаживать за одеждой и обувью , составлять меню и готовить разные блюда, петь и танцевать ,составлять семейный бюджет ,ухаживать за комнатными растениями ,, делать подарки своими руками , делать фенечки из бисера или из ткани, составлять букеты и т.д. Необходимо ознакомить с правилами этикета, личной гигиены, девочки должны иметь представление о значении продуктов питания для здоровья человека, о витаминах, содержащихся в основных продуктах питания. о понятии «Семья», о составе семьи, о распределении хозяйственно-бытовых обязанностей между членами семьи, знать о назначении поликлиники, аптеки, о разнообразие торговых учреждений, назначение магазинов, детского сада, школы и предприятий бытового обслуживания и видах оказываемых ими услуг, уметь обращаться с вопросами, просьбами к работникам предприятий бытового обслуживания, должны уметь соблюдать правила поведения в общественном транспорте, соблюдать правила дорожного движения, различать основные средства связи, уметь пользоваться домашним телефоном и культурно разговаривать по телефону.В детском доме созданы все условия для решения данных задач. Виды обучения : - практикум по кулинарии - дежурство в группе детей дошкольного возраста - занятия в изостудии - занятия в кружке по домоводству - занятия вокалом и хореографией - занятия в спортивных секциях - предметно-практические занятия в группе-семье - дежурство по объектам и территории детского дома Формы обучения: сюжетно-ролевые игры , дидактические игры ,игровые упражнения , беседы ,экскурсии ,объигрывание жизненных ситуаций , викторины ,режиссерские игры ,задания-соревнования , имитирующие игры ,решение творческих задач , игры-путешествия. Моделирование игровых ситуаций в процессе развития девочек в детском доме Моделирование игровых ситуаций может применяться при изу¬чении любой темы, социально-бытовой подготовки детей: «Транс¬порт», «Предприятия торговли», «Комнатные растения», «Жили¬ще», «Одежда», «Питание», «Обувь». Сюжеты ситуаций берутся педагогами из реальной жизни и должны наиболее полно отражать ее (но в соответствии с уровнем знаний, опыта детей, их возможно¬стями). Постепенно усложняясь, эти ситуации подготавливают ре¬бенка к уверенному вступлению в самостоятельную жизнь.
пример режиссерской игры по теме «Продоволь¬ственные магазины». Вместе с детьми на макете или игровой пло¬щадке сооружается улица или несколько улиц с расположенными на них различными зданиями - разные виды магазинов, другие учреждения, жилые дома (это могут быть кубики или какие-либо коробочки, к которым прикрепляются условные обозначения, надписи или рисунки витрин). Педагог-«режиссер» начинает свой рассказ. Педагог. Жили-были в одном доме Женя, Саша и Алена. Воспитанники, (берут фигурки детей и каждый представляет своего персонажа). Это Женя, это Саша, это Алена. Педагог. Однажды послала их мама в магазин. Воспитанник берет фигурку «мамы». Педагог. Саше мама сказала купить хлеб. Воспитанники фигурками Саши и мамы демонстрируют их беседу. Педагог. Жене - молоко, Алене - яблоки. Воспитанники демонстрируют эти ситуации. Педагог. Вышли дети на улицу. Саша пошел за хлебом. Воспитанник (демонстрирует передвижение мальчика по улице) Саша идет за хлебом. Далее игра может проходить таким образом, что каждый персо¬наж находит соответствующий магазин, «покупает» нужные продук¬ты, приносит маме и говорит, что и где он купил. По ходу игры пер¬сонажи не только выполняют определенные действия, но и общают¬ся друг с другом. В игру можно вводить и различные задания для воспитанников, дей¬ствующих с персонажами, либо для зрителей, чтобы они подсказали или исправили ошибки персонажей. Например, дальше по ходу вы-шеописанного сюжета педагог может задать детям-зрителям такие вопросы: «В какой магазин должен пойти Саша?.. Покажите его на макете...Что еще можно купить в этом магазине?». Могут быть организованы ситуации с ошибками (например: «Саша купил в магазине не хлеб, а булочки; зашел не в тот магазин («Цветы», «Книги»)). Дети должны заметить ошибки. Таким образом, режиссерская игра - это не только один из инте¬ресных и эффективных для детей методов закрепления социально-бытовых знаний и умений. Режиссерская игра обладает большими возможностями для развития их речи: уточнения и расширения сло¬варного запаса, введения слов и выражений в активный словарь, формирования грамматического строя речи, умений связного выска-зывания, развития регулирующей функции речи и других познава¬тельных процессов: восприятия, мышления, памяти, воображения. Кроме того, создавая макеты, модели и различные атрибуты для игры, дети занимаются рисованием, аппликацией, лепкой, бумажной пла¬стикой, конструированием. Рисование, лепка, аппликация и другие виды деятельности мо¬гут использоваться не только с целью подготовки атрибутов для игр. Виды заданий, связанных с их применением, предлагаются детям на занятиях по социально-бытовой подготовке для уточнения и закреп¬ления формируемых у них представлений и знаний.
Наряду с режиссерскими играми при формировании у воспитан¬ников социально-бытовых представлений, знаний и умений могут широко использоваться сюжетно-ролевые игры. В отличие от режис¬серской, где дети рассказывают, как действует то или иное лицо, в сюжетно-ролевой игре воспитанники сами выполняют действия в со¬ответствии с исполняемой ролью. Сюжетно-ролевые игры могут проводиться на любую тему программы и способствовать закрепле¬нию знаний о группах предметов (например: одежда, посуда, мебель, продукты), различных умений (например: покупки товаров, склады¬вания одежды, сервировки стола), социально-культурных норм по¬ведения. Сюжетно-ролевая игра может проводиться как отдельный этап или как форма проведения целого занятия. Педагог, наблюдая за играми, занятиями детей, которые, в основном, носят однообраз¬ный характер, может помочь им организовать сюжетно-ролевую игру на определенную тему, подсказывая сюжет либо предлагая опреде¬ленные проблемные ситуации.
прием игровых ситуаций, связанных с какими-либо игровыми персонажами. Игровые персонажи могут быть взяты из книг, мультфильмов (например: Буратино, Незнайка, домовой Нафаня) либо придуманы педагогом или детьми. Игровые ситуа¬ции, связанные с ними, могут быть самые разные. Например, игро¬вой персонаж: - чего-либо не знает, не умеет; - просит помощи; - утверждает, что он знает, умеет, демонстрирует это детям, до¬пуская ошибки; - утверждает о ненужности выполнения какого-либо трудового процесса (например, стирки одежды, мытья посуды) или соблюде¬ния правил поведения, опоздал на занятие и не слышал, не видел, чему учились дети. Такие ситуации, требующие объяснения, показа, помощи незна¬ющим, не умеющим персонажам либо исправления их ошибок, по¬буждают детей к высказываниям или показу, в результате чего они демонстрируют собственные знания, умения. Кроме того, подобные ситуации занимательны, вызывают у детей интерес, доставляют им удовольствие, являются, в сущности, проверкой их знаний и носят легкий, радостный, непринужденный характер. Игровые персонажи могут «присутствовать» на занятиях непосредственно или опосре¬дованно (например, детям пришло от них письмо, посылка, короб¬ка-загадка, пригласительные билеты).
На занятиях по социально-бытовой подготовке могут использо¬ваться также имитирующие игры, особенно при формировании, за¬креплении знаний о последовательности трудовых действий, операций при выполнении важнейших процессов бытового труда (напри¬мер: стирки одежды, чистки обуви, пришивания пуговиц). Педагог показывает (имитирует) трудовой процесс сам, задавая после этого детям вопросы: «Что я показала?», «Что я забыла сделать?» и дру¬гие, либо предлагает «выполнить» его самим учащимся: «Покажем, как мы стираем» и т. п.
С целью закрепления формируемых умений, особенно умений бытового труда, могут использоваться и такие игровые приемы, как задания-соревнования: «Кто быстрее...» (например, застелет постель), «Кто лучше...», «Кто аккуратнее...» и т. п. Предпочтение, на наш взгляд, следует отдавать заданиям типа «Кто лучше...», чем «Кто бы¬стрее...», во-первых, потому, что они побуждают воспитанников к каче-ственному выполнению требуемых действий, а во-вторых, потому, что дети по темпу деятельности разные. Дети с более медленным темпом деятельности, даже выполняя работу правильно, качествен¬но, в ситуации «Кто быстрее...» будут всегда оказываться среди пос¬ледних, что оказывает на них травмирующее влияние.
Успешность социальной адаптации воспитанников определяется не только количеством сформированных у них знаний, умений и на¬выков, но и способностью адекватно применять их в разнообразных жизненных ситуациях. С этой целью следует использовать приемы проблемного обучения. К ним прежде всего, относится создание про¬блемной ситуации. Проблемная ситуация - это интеллектуальное затруднение, возникающее в случаях, когда человек не может дей¬ствовать стандартно, он поставлен перед необходимостью искать решение. Разрешение этих ситуаций развивает способность детей ориентироваться в обстановке, формирует привычку анализировать условия, в которых приходится действовать, адекватно применять знания в измененных условиях. Возможность создания проблемной ситуации имеется на каждом занятии по социально-бытовой подго¬товке детей и реализуется в процессе беседы, сюжетно-ролевых и режиссерских игр, моделирования реальных ситуаций и других ме¬тодов обучения (например, в ходе моделирования реальной ситуации: «Мальчик хочет взять печенье, которое находится далеко от него, на другом конце стола. Как ему поступить?»; в процессе режиссерс¬кой игры: «В этом доме (указывается на макете) заболела девочка. Дойти до поликлиники она не может, у нее высокая температура. Поликлиника далеко (указывается на макете). Как помочь девочке?». Проблемная ситуация должна быть не только интересной, но и по¬сильной: дети должны чувствовать, что решение проблемы им до¬ступно.
Активизации мыслительной деятельности детей способствует также решение логических задач. Логическая задача-это представ¬ленная в словесной или наглядной форме загадка, ответ на которую может быть получен, если дети уяснили для себя определенные свя¬зи и закономерности. Решая логические задачи, дети должны исполь¬зовать разные приемы умственной деятельности (анализ, сравнение, обобщение, построение умозаключения), что стимулирует развитие мышления, его гибкости. Логические задачи могут быть представлены в словесной или наглядной (натуральные предметы, изображения) форме. Например:
воспитанникам предъявляются две пары обуви: одна чистая, ухожен¬ная, вторая - ее противоположность. Дети должны ответить на вопрос: «Что может рассказать эта обувь о своих хозяевах?»; педагог сообщает детям: «Я обула валенки и пошла на улицу. Когда это было?».
Тренировочные упражнения могут сочетаться с выполнением различных заданий С оценкой детьми действий, выполняемых их това¬рищем. С поиском ошибок в выполнении педагогом какого-нибудь дей¬ствия, приема, операции либо всего трудового процесса. При этом педагог предупреждает наблюдающих его деятельность детей, что ошибки допущены нарочно, для того, чтобы проверить, заметят ли они их. Дети должны заметить ошибки и показать (а по возможнос¬ти и объяснить), как надо делать правильно. С оценкой образцов выполненной работы. Например, вниманию детей предлагается несколько образцов сложенной рубашки. Дети должны оценить, насколько верно выполнено складывание каждого образца, определить ошибки и исправить их. Данный прием можно представить в виде игровой ситуации, когда каждый предлагаемый вниманию детей образец - это результат выполнения действий каки¬ми-либо игровыми персонажами
Эффективным вспомогательным сред¬ством при обучении детей многим бытовым трудовым действиям, приемам, операциям и их последовательности являются демонст¬рационные карты-планы: технологические, которые показывают трудовой процесс через последовательность составляющих его операций, действий; операционные, которые отражают выполнение отдельной трудо¬вой операции, действия. По характеру изображения эти карты-планы могут быть та¬ких видов: предметные, состоящие из образцов объекта труда, доведенных до разных степеней готовности (например, несколько последователь¬но расположенных рубашек, каждая из которых находится на опре-деленном этапе складывания, наглядно представляют порядок скла¬дывания рубашки); графические - из рисунков (или фотографий) последовательных практических действий; словесные, содержащие названия необходимых операций и приемов. Построение предложений в словесных картах-планах должно быть единообразным, например: «Налить в таз теплой воды», «Ра¬створить в воде стиральный порошок», «Замочить в тазу грязную одежду», «Намылить одежду», «Отстирать загрязненные места одеж¬ды», «Выполоскать одежду в чистой воде», «Отжать одежду», «По¬весить одежду на просушку». Каждый пункт плана любого вида целесообразно размещать на от¬дельной карточке. Это значительно повышает вариативность работы с ним. Эффективность использования демонстрационных карт-планов зависит от системы работы по обучению детей пользоваться ими. Вначале каждый элемент плана предъявляется педагогом парал¬лельно с демонстрацией и объяснением детям каждого приема, опе¬рации. Вслед за этим, опираясь на расставленные в нужной после-довательности карточки, воспитанники отвечают на вопросы педа¬гога и составляют в процессе коллективной беседы план выполнения демонстрировавшегося трудового процесса Дети учатся рассказывать о последовательности действий, опе¬раций самостоятельно, по заранее расставленным карточкам План подается педагогом в деформированном виде: его пункты раз¬мещены в неправильной последовательности. Воспитанники должны найти ошибки и расставить карточки правильно. Воспитанники самостоятельно расставляют карточки и с опорой на них рассказывают о последовательности действий. Систематическое использование карт-планов и различных упраж¬нений детей с ними помогает воспитанникам усваивать знания об основных этапах трудовых бытовых процессов, последовательнос-ти составляющих их операций, действий, позволяет контролировать правильность выполнения необходимых действий в процессе упраж¬нений и практических работ. Указанные пособия помогают также вербализации исполнительных действий, а впоследствии служат на¬глядной опорой учащимся для составления словесных отчетов о про¬деланной работе.
Кроме выше описанных упражнений в выполнении трудовых бытовых действий (операций) на занятиях по социально-бытовой подготовке воспитанники выполняют и различные иные виды уп-ражнений: - нахождение (выбор, показ) предметов определенной категории среди группы разнородных (например, одежды среди предметов одежды, обуви, посуды) или однородных предметов (например, ко¬жаной обуви среди различной обуви); - называние предметов при их предъявлении; - описание предметов; - классификация предметов по группам; - упражнения, направленные на выработку умений пользования услугами магазина, почты, транспорта и т п.; - использование формул речевого этикета; - письменные упражнения, связанные с написанием поздравитель¬ных открыток, подписанием конвертов, занесением в тетрадь сведе¬ний, правил, предметов одежды, которые они знают, предложенных слов по столбикам (например, одежда и обувь). Педа¬гоги должны творчески подходить как к использованию данных, так и к поиску иных эффективных методов и приемов.
При проведении отдельных занятий, а также при планировании изучения определенной темы в целом большое значение имеет от¬бор и сочетание разных методов и приемов. Этот процесс не должен быть формальным и в результате представлять случайный набор ис¬пользуемых методов. Система методов и приемов определяется ха¬рактером познавательного материала, дидактическими и коррекционными задачами, уровнем общего развития и социально-бытовой подготовленности воспитанников, их возможностями. Неоднород¬ность состава воспитанников одной группы требует зачастую опре¬деления различных сочетаний методов и приемов для успешного обучения всех детей. Воспитатель 1 категории Романтеева Наталья Степановна