Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 05.05.2024, 21:19

Детский дом
"Дом детства"

Меню сайта
Категории раздела
Нормативные документы [7]
Нормативные документы
Методические материалы [9]
Методические материалы
Отчеты [6]
Отчеты
Информация [3]
Информация о ГКОУ РО детском доме «Дом детства» г. Донецка
Надзорная деятельность [3]
Надзорная деятельность проверяющих органов
Статистика
Яндекс.Метрика




Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Поиск

Документы

Главная » Документы » Методические материалы

«Новые подходы к организации воспитательной работы в детском доме с целью успешной постинтернатной адаптации выпускников в современных социа
22.01.2014, 21:10
«Новые подходы к организации воспитательной работы в детском доме с целью успешной постинтернатной адаптации выпускников в современных социально-экономических условиях»
В наше непростое время социально-экономической нестабильности и кризисных явлений во всех сферах жизни особенно сильно страдают наименее защищенные слои населения, и в первую очередь дети-сироты. У воспитанников детских домов - масса проблем. Одна из основных - успешно влиться в общество и самостоятельно строить свой вариант жизни достойного Человека. И основная миссия детского дома - помощь в социальной адаптации воспитанников. К сожалению, в настоящее время уровень социальной адаптации воспитанников детских домов является недостаточным. В чем причина этой проблемы и что можно сделать для ее решения?
Недостаточная адаптированность воспитанников - следствие целого комплекса причин.
Основная цель нашей работы - обосновать выделение коррекционно-развивающих функций работы по социальной адаптации воспитанников детских домов и разработать научно-обоснованные рекомендации по практической реализации обозначенных функций.
Задачи работы:
Проанализировать особенности социальной адаптации воспитанников детских домов.
Выявить, какие условия влияет на успешность социальной адаптации воспитанников.
Рассмотреть, как пребывание в условиях детского дома влияет на особенности формирования личности воспитанников.
Влияние особенностей психического развития воспитанников детских домов на успешность их социальной адаптации
Социальная адаптация как цель воспитательной работы в детском доме
В литературе существует множество определений понятия «социальная адаптация», акцентирующих внимание на различных сторонах этого явления. Кроме того, различные науки - философия, социальная психология, социальная педагогика, социология также имеют свои варианты трактовки этого понятия. Суммируя общее, что имеется в них можно вывести такое определение этого понятия: социальная адаптация - это процесс и результат активного приспособления к условиям социальной среды. Социальная адаптация - один из ведущих механизмов социализации личности.
На собственно социальном уровне адаптация в первую очередь определяется деятельностной, активной природой социальных субъектов. Со стороны социальных среды определяется целями деятельности, социальными нормами - способами их достижения, и санкциями за отклонение от этих норм. Со стороны индивида адаптация определяется его личностными особенностями. Социальная среда воздействует главным образом через социальные институты - семью, школу, средства массовой информации и т.д.
Социальная адаптация может рассматриваться и как процесс и как результат. С педагогической точки зрения нам важно, чтобы этот процесс был целенаправленным и управляемым. Основной целью целенаправленной работы по социальной адаптации в современных условиях можно считать формирование социально активной личности, способной к творческой деятельности по преобразованию окружающей действительности и самой себя, способной и нацеленной на самореализацию, установившую устойчивую гармоничную систему отношений к другим людям, обществу, труду, к себе на уровне современной Культуры.
Антонимом социальной адаптированности является понятие социальной дезадаптированности - неприспособленность индивида к социальной жизни в обществе. У подростков это приводит к бродяжничеству, аморальному поведению, правонарушениям и преступлениям, алкоголизму и наркомании, а в конечном итоге - к неумению найти свое место в жизни, невозможности получить образование и профессию, создать семью. Очевидно, что процесс социальной адаптации не проходит автоматически гладко, и все вышесказанное говорит о важности целенаправленного влияния на этот процесс.
У детского дома, как и у других учреждений системы образования, есть общие функции ухода, надзора, содержания детей, их воспитания, обучения и развития, С другой стороны, детский дом - это государственный социальный институт, призванный хоть в какой-то мере заменить ребенку семью.
Детский дом для воспитанников - временное место пребывания, и после окончания обучения ребята выпускаются в самостоятельную жизнь в открытый социум. От того, насколько сумеет подготовить детский дом воспитанников к этой самостоятельной жизни, и будет зависеть успешность их дальнейшего жизненного пути.
Особенности социальной адаптации воспитанников детских домов
Основным критерием эффективности работы по социальной адаптации воспитанников является высокий уровень их адаптированности к самостоятельной жизни в обществе после выпуска из детского дома. В качестве основных показателей адаптированности воспитанников можно отметить следующие признаки:
Во-первых, насколько успешно воспитанник сумел дальше продолжить свое образование, получить профессиональную подготовку. Во-вторых, насколько успешно воспитанник сумел устроиться на работу. В третьих, насколько успешно он сумел создать свою семью, воспитать своих детей. Еще один признак успешной социальной адаптации - отсутствие девиантного поведения. В личностной сфере показателем успешности адаптации является то, насколько выпускник умеет строить свой вариант жизни достойного Человека, строить свою жизненную перспективу, ставить и успешно решать задачи на этом пути, производить сознательный выбор в рамках современной Культуры и брать на себя ответственность за этот выбор. Все это позволяет говорить о достижении личностной социальной зрелости
У воспитанников детских домов низкая успеваемость, подавляющее их число заканчивает лишь 9 классов. Лишь незначительное их число заканчивает 11 классов, и уж совсем малый процент выпускников поступают затем в высшие учебные заведения. Подавляющее число воспитанников после выпуска поступают в ПТУ.
К сожалению, не все воспитанники заканчивают обучение и далеко не все закончившие его сумели потом устроиться на работу по полученной специальности.
Многие воспитанники не сумели создать своей семьи, среди воспитанниц много матерей одиночек, некоторые из которых «поставляют» уже своих детей в детский дом.
Средства массовой информации сообщают, что «через год после выпуска из детского дома 30 процентов выпускников становятся бомжами, 20 процентов - преступниками, 10 - кончают жизнь самоубийством». Среди выпускников детских домов выше процент лиц страдающих психическими заболеваниями, среди них чаще регистрируются случаи самоубийства, правонарушений и преступлений.
Особенности психического развития воспитанников детских домов и их влияние на успешность социальной адаптации
Анализ литературы и педагогической практики позволяет выделить ведущие факторы, влияющие на успешность социальной адаптации воспитанников детских домов. Эти факторы можно сгруппировать в несколько блоков.
Первый блок - уровень общеобразовательной подготовки. Он включает в себя хорошее качество учебных знаний, умений и навыков, сформированность учебной мотивации и степень развития общеучебных навыков и умений.
В самом деле, воспитанник после выпуска из детского дома должен продолжить образование, получить специальность, что бы обеспечить себе самостоятельную жизнь. Кроме того, требование современной жизни - постоянное обновление знаний, саморазвитие, иначе ты не конкурентоспособен. И если у воспитанника высокий уровень общеобразовательной подготовки, сформирована учебная мотивация, хорошо развиты общеучебные навыки и умения, его возможности для успешной социальной адаптации достаточно высоки.
Второй блок - уровень развития социально-бытовых навыков и отношений. Этот блок включает в себя такие условия успешности социальной адаптации воспитанников, как развитие формирование санитарно-гигиенических навыков и отношений, трудовых навыков, навыков культуры поведения, социально-бытовую ориентировку.
Обычно этот блок знаний и умений органично дает семья, поэтому в условиях детского дома необходима целенаправленная работа по данному направлению.
Воспитанников необходимо научить ухаживать за собой, следить за своим внешним видом, одеждой и обувью, готовить, стирать, гладить, сушить, чистить вещи, производить уборку, пользоваться средствами связи, транспортом, производить покупки, прививать навыки культурного поведения и т.д. - иначе выпускник будет просто беспомощен в самостоятельной жизни.
Третий блок факторов, влияющих на успешность социальной адаптации - особенности психического развития воспитанников детских домов.
Если удалось воспитать личность с осознанным отношением к себе, другим, обществу, Родине, труду и т.д., личность с активной жизненной позицией, умеющую делать осознанный выбор на уровне современной Культуры и способную нести за него ответственность, личность, умеющую строить жизненную перспективу, конструктивно решать конфликты, умеющую взаимодействовать с окружающими, - то можно смело прогнозировать успешную социальную адаптацию такой личности.
Для успешной самостоятельной жизни в современном социуме у воспитанников должны быть развиты социальная активность, самостоятельность, ответственность, готовность к продолжению образования, получению профессии и строительству семьи. Все вышеперечисленное определяется в первую очередь именно особенностями психического развития воспитанников.
Анализ условий пребывания в детском доме позволяет выделить ряд их особенностей по сравнению с условиями воспитания в семье, что прямо влияет на особенности психического развития воспитанников детских домов.
Что же приводит к психической депривации воспитанников? Это и отсутствие матери, ограниченность социальных контактов, то, что воспитатель проводит с детьми лишь часть дня, частая сменяемость персонала, жесткая регламентация поведения и т.д.
Эти специфические условия пребывания в детском доме обуславливают особенности психического развития воспитанников детских домов по ряду существенных параметров.
Подростка, воспитывающего в детском доме, характеризует особая внутренняя позиция, выражающая в слабой ориентированности на будущее, связанностью лишь с актуальной, конкретной жизнедеятельностью; конфликтностью системы требований, предъявляемой к образцам мужественности и женственности; ориентированность в отношении к себе на оценку окружающих, а не на собственную самооценку; размытость и неясность образа «Я». Этот образ развивается у подростков из детского дома медленнее и иначе, чем у их сверстников из семьи.
Ряд особенностей проявляется у подростков из детских домов в системе их взаимоотношений с окружающими людьми. Эти отношения связаны с определенными свойствами личности этих детей. Так, к 10-11 годам у подростков устанавливаются отношения к взрослым и сверстникам, основанные на их практической полезности для ребенка, формируется способность «не углубляться в привязанности», поверхностность чувств, моральное иждивенчество. Отмечается осложнение в становлении самосознания. Значительно возрастают трудности в овладении учебным материалом, что осложняется грубыми нарушения дисциплины. Последнее выражается в уходах детей, бродяжничестве, воровстве, употреблении спиртных напитков, другими формами делинквитного поведения.
Становление самосознания у подростков из детского дома так же имеет свою специфику. У воспитанников детского дома наблюдается более низкий уровень развития самооценки, ее неустойчивость, зависимость от мнения других. Для большинства детей характерна заниженная самооценка, инверсия образа «Я». Они отрицательно оценивают свою личность в целом. Большой процент детей из детского дома воспринимает отношение к себе других людей как критическое, т.е. они проецируют свое отношение к себе на отношение к себе других людей. У воспитанников детских домов выше уровень агрессивности, тревожности и враждебности.
В оценке себя дети из семьи ориентированы больше на нравственные качества, тогда как дети из детского дома ценят себя в основном за успехи-неуспехи в учебной деятельности и поведения. Можно предположить, что это связано с сильной потребностью детей детского дома в признании со стороны взрослого, а быстрее всего этого можно добиться во «внешне заметной» деятельности - учебе, поведении, в то время как способность помогать кому-то, сопереживать, умение понять другого не всегда могут быть адекватно оценены взрослыми в детском доме. В семье же родители чаще ориентируют детей именно на проявление нравственных качеств.
Подростки детского дома характеризуются упрощенным, некритичным отношением к себе, их отличает меньшее приятие себя и неуверенность в себе. Отмечается, что у около 40 процентов воспитанников отмечается психологическая усталость. Это, по видимому, связано с постоянной регламентацией их жизни, с тем, что они практически никогда не остаются одни, редко могут делать самостоятельный выбор или принимать значимые решения. Эта твердая регламентация поведения значительно ослабляет у воспитанников необходимость в самостоятельной организации своей жизни, работы, распределении времени, что приводит к недостаточному развитию эмоционально-волевых качеств и затрудняет их социальную адаптацию после выпуска из детского дома.
Обобщая данные исследования по выявлению различия образа «Я» у подростков, живущих в семье и воспитанников детского дома, можно отметить, что у последних: преобладает общая самооценка над самооценкой характера, т.е. наблюдается одноплановая нерасчлененная модель собственного внутреннего мира; в самооценке преобладает ориентация на мнение окружающих; характерна приземленность, бедность ценностей и идеалов, связанных с повседневной жизнью и проблемами ближайшего окружения.
Неправильно складывающиеся полоролевые представления приводят к тому, что воспитанники испытывают значительные трудности в создании собственной семьи и ее сохранении, с трудом входят в родительскую семью мужа или жены, не в состоянии выстроить полноценные отношения с супругом, сводя все либо к сексуальным играм, либо к каким-то требованиям, оторванным от реальности. У них быстро исчерпывается первоначальная привязанность, поддержание супружеских отношений не получает развития.
Все эти особенности психического развития, а так же потребительское отношение к людям, установка, что все для них что-то должны и обязаны помогать чрезвычайно затрудняет успешное вхождение воспитанников детского дома в современный социум.
Обобщая данные этих исследований, можно сделать следующие выводы:
Вынужденный приспосабливаться к специфическим условиям пребывания в детском доме, ребенок развивает определенные качества и свойства личности;
Пребывание в течение ряда лет в условиях детского дома приводит к закреплению этих качеств, они становятся устойчивыми личностными образованиями и определяют характер поведения и общения воспитанников, как в детском доме, так и после выпуска;Воспитанники, приспособленные к жизни в детском доме, после выпуска попадают в совершенно иные условия, где самостоятельная жизнь в социуме требует от них как раз те качества и свойства личности, которые у них не сформированы или искажены. Это неизбежно приводит к серьезным трудностям в социальной адаптации воспитанников.
При реализации коррекционно-развивающей направленности работы по социальной адаптации воспитанников детских домов необходимо целенаправленно и систематически проводить работу по профилактике негативных отклонений и задержек в развитии личности воспитанников, корректировать уже сформировавшиеся негативные личностные образования и развивать требуемые для успешной самостоятельной жизни качества и свойства личности.

Рекомендации по реализации коррекционно-развивающих функций работы по социальной адаптации воспитанников детских домов

Организационно-педагогические рекомендации
Необходимо обеспечить стабильность связей ребенка со сравнительно узким кругом взрослых - приостановить процесс текучести персонала в детском учреждении и перевод детей из одного учреждения в другое, из группы в группу. Сделать круг людей, взаимодействующих с ребенком, стабильным на протяжении ряда лет.
Создание в детском доме психологической развивающей среды. В режиме дня необходимо предусмотреть четкое чередование работы, учебных занятий и отдыха, прогулок, подвижных игр, занятий по интересам; нормальную продолжительность сна, полноценное сбалансированное питание, лечебную физкультуру, проводить мероприятия по закаливанию и укреплению здоровья детей.
Эмоциональная обстановка в детском доме должна быть комфортна для ребенка. У детей должны быть удовлетворены важнейшие потребности - в безусловном принятии и любви, внимании, заботе, поддержке, признании и уважении. В детском доме не должно быть раздражающих звуков. Для полноценного развития он должен быть включен в разнообразные виды деятельности, при их организации педагогу следует четко планировать коррекционно-развивающий эффект, а руководителям - отслеживать его достижение.
Необходима согласованная интеграция всех воспитательных воздействий, оказывающих влияние на процесс развития личности, в воспитательную систему , в которой важнейшими компонентами выступают детское самоуправление и совместная личностно-значимая деятельность. В воспитательной работе необходимо сделать акцент не на формальное дисциплинирование, воспитание послушания, а на развитие личностного потенциала каждого ребенка. Основной целью этой работы должна стать подготовка воспитанника к самостоятельной жизни в обществе, именно по этому критерию она и должна оцениваться.
Практика показывает эффективность комплексного подхода в реализации коррекционно-развивающей направленности работы по социальной адаптации. Необходима целенаправленная, согласованная и систематическая работа медиков, психолога, социального педагога, дефектолога, воспитателей и др. специалистов.
Коррекционно-развивающую работу целесообразно организовать в ряд этапов:
этап - диагностический, включающий в себя сбор сведений об особенностях психического развития воспитанников, обработку и анализ результатов, группировку выявленных проблем, постановка целей и задач, определение критериев эффективности коррекционно-развивающей работы.
этап - планирование содержания коррекционно-развивающей работы. С учетом поставленных целей и задач осуществляется подбор методик и технологий, составляются коррекционно-развивающие программы, календарно планируются мероприятия, согласовываются действия с другими специалистами.
этап - непосредственное проведение запланированных мероприятий.
этап - итоговое тестирование: получение, обработка и анализ результатов по выбранным критериям эффективности, сравнение с запланированными целями, выводы, определение задач на следующий период.
При проведении коррекционно-развивающей работы очень эффективно использование коррекционно-развивающих игр, приемов, упражнений, технологий и тренингов - как отдельных, так и объединенных в блоки, циклы, программы, Возможно использование развивающих технологий общения, обучающей психодиагностики, создание ситуаций успеха, проблемных индивидуальных бесед и групповых дискуссий, целенаправленных поездок и экскурсий
Одним из возможных способов практической реализации коррекционно-развивающей направленности работы по социальной адаптации являются специально организованные занятия с детьми. Практика показывает, что вначале целесообразно ввести цикл таких занятий для дошкольников или младших школьников. Эти занятия должны проходить в четко определенное время в режиме дня и проводиться в игровой форме. Дети привыкают, что в определенное время вся группа собирается вместе, они играют, рисуют, слушают музыку, пьют чай, и потом, в старших классах это происходит уже автоматически, входит в привычку. С каждым годом содержание этих занятий должно усложнятся, включаются новые игры и упражнения. В рамках этих занятий можно проводить и «Огоньки», «Поле чудес», праздники именинников, турниры знатоков и т.д. Часто такие занятия называются «Час игры», «Групповой час». Материал таких занятий хорошо дополняет курс по социально-бытовой ориентировке, проводимый в некоторых детских домах.
Одна из важнейших проблем в детском доме - неудовлетворенная потребность детей-сирот в любви. Депривация этой потребности влечет множество нарушений в развитии личности воспитанников. Учитывая это, а так же эмоциональную перегрузку воспитателей, можно рекомендовать один из возможных способов решения этой проблемы.
Многие нарушения в поведении ребенка происходят потому, что его эмоциональный «резервуар» не заполнен. Эффективнее всего выразить свою любовь к ребенку, заполнить его эмоциональный «резервуар» через: безусловное принятие ребенка, физический контакт, контакт глаз и пристальное внимание.
Учитывая неудовлетворенную потребность у воспитанников детского дома в неформальном общении с взрослыми, искажением его форм, а так же то, что общение - ведущая деятельность для подростков, то, что неумение конструктивно общаться, ведет к значительным трудностям в социальной адаптации воспитанников, при проведении коррекционно-развивающей работы, в повседневном общении с детьми воспитателям необходимо широко использовать технологии развивающего общения.

Задачи:
Содействовать адаптации выпускника детского дома к условиям жизни и обучения в образовательных учреждениях начального профессионального образования и средне - профессионального образования.
Влиять на развитие профессионально важных качеств выпускника детского дома.
Создавать условия для успешной социализации выпускника детского дома после окончания им учебного заведения.

Технология индивидуального сопровождения выпускников детских домов
Методы работы:
- теоретические методы: анализ научной литературы, анализ документации (учебно-воспитательных планов, личных дел воспитанников), моделирование процесса социально-педагогической деятельности, классификация педагогических фактов и их обобщение;
- методы сбора и обработки информации (наблюдение, беседа, анкетирование, психологическое тестирование, анализ продуктов деятельности, методы графической обработки данных);
- практические методы: социально- психологическое консультирование, сопровождение, методы социально-психологической помощи (тренинг деловая игра, доверительный диалог, ролевое проигрывание);
- метод социологического исследования по адаптации выпускников;
- методы воспитания: (методы формирования сознания, организации и стимулирования деятельности);
Воспитатель детского дома "Дом детства" Романтеева Наталья Степановна
Категория: Методические материалы | Добавил: Админ
Просмотров: 2186 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Друзья сайта

  • PuppyRus Linux

  • О Windows и Linux...

  • Copyright © 2024