Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 23.11.2024, 08:21

Детский дом
"Дом детства"

Меню сайта
Категории раздела
Педагог-психолог [14]
Социальный педагог [1]
Статистика
Яндекс.Метрика




Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0
Поиск

Страничка психолога

Главная » 2014 » Февраль » 14 » Доклад на тему: «Предупреждение и профилактика суицидального и парасуицидального поведения детей»
16:39
Доклад на тему: «Предупреждение и профилактика суицидального и парасуицидального поведения детей»
Доклад
на тему:
«Предупреждение и профилактика суицидального и парасуицидального поведения детей»

Автор: Скотинникова О.М.,
педагог-психолог

2014 год
Введение

Одной из самых значимых проблем современного общества является высокий процент смертности людей по причине самопроизвольного лишения себя жизни, иными словами самоубийства. Проблемы в семье, работе, учебе, неразделенная любовь, ревность, чувство вины… Список причин самоубийства можно перечислять бесконечно. Однако в списке мотивов суицидального поведения значится один, наиболее важный, мотив: привлечь внимание. Это может быть крик души о помощи, взывание к милосердию. И этот мотив, даже если человек хочет жить, иногда становится роковым. Очень много случаев оборачиваются трагедией, когда человек вовсе не хочет совершать суицидальный поступок, но в нужный момент нет никого, кто мог бы остановить «суицидента», это ошибки в действиях, приводящие к смерти.
И очень часто мы просто теряемся, когда кто-то, как бы невзначай, говорит: «Я не хочу жить. Ты меня больше не увидишь. Пойду повешусь…» Эти страшные фразы вызывают у нас подсознательный шок, ибо самоубийство – биологически неестественный поступок. Во всех нас заложен инстинкт самосохранения. Что же происходит, когда мы слышим нечто подобное? После шока, срабатывает сигнал, нам хочется сменить тему, «уйти» от разговора, либо мы начинаем не верить и говорить: «Да брось, ты этого не сделаешь!», либо у нас могут найтись тысячи важных дел и мы просто оставляем собеседника один на один с собой. Мало кто может смело вступить в разговор на данную тему, обсудить проблему и хоть чем-то помочь. И все это обусловлено не нашей жестокостью, безразличием, эгоизмом, а потому что большинство из нас просто не знает, что говорить, как себя вести, как помочь.
Прежде всего, ознакомимся с понятием суицид. Суицид – это умышленное добровольное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя жизни). Суицид делится на два вида. Первый вид суицида – истинный суицид, то есть когда человек твердо решил расстаться с жизнью, это не мимолетное решение, а проработанное до мелочей, с выбором средств самоубийства, может сопровождаться завершением дел, написанием завещания и тому подобного. И второй вид суицида – это парасуицид или псевдосуицид. Он совершается, чаще всего, в состоянии аффекта и не несет в себе прямую цель причинить себе вред, а привлечь внимание людей, добиться определенной цели, шантаж.
Как же мы можем отличить человека, решавшего совершить суицид, а именно «суицидента» от обычных людей? Во-первых, это изменения в поведении. Иногда незаметные, иногда значительные, но они обязательно будут происходить с человеком. У детей, это вялость, апатия, нежелание учиться, пропавший интерес к ранее любимым занятиям, «раздаривание» игрушек и любимых вещей. У взрослых, также, апатия, отсутствие интереса к событиям в мире, замкнутость.
Во-вторых, это частые высказывания, шутки, философские изречения на тему смерти. Открытые фразы, типа: «Я не хочу жить, мне все надоело!»
Если вы видите у кого-то из ваших знакомых похожие черты в поведении, обязательно поинтересуйтесь его физическим состоянием, состоянием дел, отношениями с окружающими. Быть может, именно вы окажетесь тем, кто сумеет помочь и не даст совершить столь страшный поступок. Ведь самым важным и самым эффективным способом помочь человеку является беседа.
Эффект беседы заключается в том, что когда человек «выговаривает» свои неприятности, высказывается вслух, как бы отчуждается от человека в слове, при этом нередко «отходит», облегчается и переживание.
Следующий вопрос, который может у вас возникнуть, это: «Как построить беседу, что говорить, чтобы она оказалась продуктивной и могла помочь человеку?»
Существует несколько правил по проведению беседы с суицидентом:
1. Будьте уверены, что вы в состоянии помочь;
2. Набирайтесь опыта у тех, кто уже был в такой ситуации;
3. Будьте терпеливы;
4. Не старайтесь шокировать человека, говоря: «Пойди и сделай это»;
5. Не анализируйте его поведенческие мотивы, говоря: «Вы так чувствуете себя, потому, что...»;
6. Не спорьте и не старайтесь образумить человека, говоря: «Вы не можете убить себя, потому что ...»;
7. Делайте все от вас зависящее, но не берите на себя персональную ответственность за чужую жизнь.
Вам следует принять во внимание следующее:
• в беседе с любым человеком, особенно с тем, кто готов пойти на самоубийство, важно уделить достаточно внимания активному выслушиванию, поскольку такой человек больше нуждается в обсуждении переживаемой им боли, крушений надежд и ему важнее выговориться, чем слушать самому;
• активный слушатель — это человек, который слушает собеседника со всем вниманием, не осуждая его, что дает возможность его партнеру выговориться без боязни быть прерванным;
• активный слушатель в полной мере понимает чувства, которые испытывает его собеседник, и помогает ему сохранить веру в себя.
Рекомендации по проведению беседы:
• разговаривать в том месте, где никто не мог бы прервать беседу;
• уделять все внимание собеседнику, смотреть на него таким образом, чтобы ему было это удобно, без напряжения расположившись напротив, но не через стол;
• пересказать то, что собеседник рассказал вам, чтобы он убедился, что вы действительно поняли суть услышанного и ничего не пропустили мимо ушей;
• дать возможность собеседнику высказаться, не перебивая его, и говорить только тогда, когда перестанет говорить он;
• говорить без осуждения и пристрастия, что способствует усилению у собеседника чувства собственного достоинства;
• произносить только позитивно-конструктивные фразы.
1. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Ненавижу работу, дом и т.п» СПРОСИТЕ: «Что происходит, из-за чего ты себя так чувствуешь?...» НЕ ГОВОРИТЕ: «Когда я был в твоем возрасте... да ты просто лентяй!»
2. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Все кажется таким безнадежным...» СКАЖИТЕ: «Иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, какие у нас проблемы и какую из них надо решить в первую очередь». НЕ ГОВОРИТЕ: «Подумай лучше о тех, кому еще хуже, чем тебе».
3. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Всем было бы лучше без меня!» СКАЖИТЕ: «Ты очень много значишь для нас и меня беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит». НЕ ГОВОРИТЕ: «Не говори глупостей. Давай поговорим о чем-нибудь другом».
4. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Вы не понимаете меня!» СКАЖИТЕ: «Расскажи мне, как ты себя чувствуешь. Я действительно хочу это знать». НЕ ГОВОРИТЕ: «Кто же может понять молодежь в наши дни?»
5. Если Вы слышите: « Я совершил ужасный поступок...», СКАЖИТЕ: «Давай сядем и поговорим об этом». НЕ ГОВОРИТЕ: «Что посеешь, то и пожнешь!»
6. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «А если у меня не получится?» СКАЖИТЕ: «Если не получится, я буду знать, что ты сделал все возможное». НЕ ГОВОРИТЕ: «Если не получится - значит, ты недостаточно постарался!»
• после того, как вы сориентировались в проблеме, направляйте беседу на обсуждение вопроса, представляющегося суициденту наиболее важным. Разработка должна осуществляться тактично, ее нельзя превращать в расследование. Если проблема, действительно, значима для человека, он вернется к ней в той или иной форме.
• далее следует установить последовательности событий, которые привели к кризису; снятие ощущения безысходности. В этом случае выясняются социально-демографические характеристики суицидента и других лиц, вовлеченных в кризисную ситуацию, их положение в микросоциальной группе. Рассказ о себе, своем образовании, семейном статусе активизирует в сознании суицидента представления о принадлежности к определенной группе, способствует преодолению нарушений личностной идентификации.
Затем устанавливается последовательность событий, в результате которых сложилась текущая критическая ситуация. При этом гражданин в своем рассказе склонен уделять особое внимание психотравмирующим, болезненным для него моментам, связанным с наивысшим для чет эмоциональным напряжением.
Во многих случаях суициденту представляется, что данная неблагоприятная ситуация могла сложиться только у него, и в силу его личностных недостатков и ошибочных действий. В этом случае целесообразно тактично подчеркнуть, что аналогичные ситуации встречаются в жизни многих людей (прием «преодоление исключительности ситуации.)
При острых суицидоопасных состояниях неблагоприятная ситуация вследствие искажений познавательных процессов часто воспринимается личностью как неожиданная, внезапная, непреодолимая, безнадежная.
Раскрытие ее структуры и динамики поможет человеку осознать, что эта ситуация сформировалась на протяжении определенного периода, тесно связана с какими-то предшествующими событиями на жизненном пути и, следовательно, может быть изменена в благоприятном для него направлении. Таким образом, актуальный кризис связывается с предыдущей жизнью суицидента (прием «включение в контекст»).
Часто критические обстоятельства представляются суициденту требующими немедленного, неотложного решения. В таких случаях нужно подчеркнуть, что у него есть время на обдумывание, на принятие решения (прием «снятие остроты»).
Устанавливая связь актуального кризиса с предшествующим периодом жизни, человек, как правило, осознает, что лица, в настоящее время, вовлеченные в конфликт, ранее поддерживали с ним доброжелательные, часто близкие отношения — следовательно, ли отношения могут быть восстановлены. В процессе беседы часто выясняется, что аналогичные критические ситуации возникали у сотрудника и раньше, но он находил способы их преодоления.
Всегда необходимо установить причины, в силу которых суицидент в настоящее время не может использовать эти способы. При правильном проведении беседы суицидент, сообщая о своих жизненных удачах и достижениях, трудностях, которые ему пришлось преодолеть, лучше осознает себя как личность — «терапия успехами к достижениям».
При выяснении характера и глубины суицидальных переживаний тому, кто ведет беседу с суицидентом, необходимо стремиться к тому, чтобы последний открыто высказывал свои суицидальные намерения. Опыт показывает, что это способствует повышению ответственности человека за свое поведение и проявлению критического отношения к суицидальным переживаниям, уменьшает вероятность их осуществления.
Во многих случаях суицидент, находящийся в состоянии кризиса, сообщив значимую с его точки зрения информацию, в силу искажений предвидения ситуации, испытывает трудности в ее осмыслении. Попытка дать точную формулировку переживаемого человеком кризиса формирует у человека представление, что какой бы трудной ни была его проблема, она может быть понята им самим и другими людьми. Тем самым уменьшается переживание одиночества и беспомощности.
Далее используются приемы, поддерживающие и углубляющие контакт и коммуникацию:
• «структурирование ситуации»;
• «преодоление исключительности ситуации»;
• «поддержка успехами»;
• «включение в контекст»;
• «снятие остроты»;
• «терапия успехами и достижениями» и др.
Затем, нужно спланировать план действий необходимых для выхода из кризиса. Необходимо выяснить, что еще остается позитивно значимым для человека. Что он еще ценит? Надо отметить признаки эмоционального оживления, когда речь идет о «самом лучшем» времени в его жизни. В этом случае есть возможность учесть, совместить, найти способы, с помощью которых человек ранее уже справлялся с кризисными ситуациями. Они могут быть полезны и в разрешении настоящего конфликта.
Прежде всего, основываясь на достигнутом ранее интеллектуальном овладении ситуацией, необходимо подвести суицидента к осознанию того, какое разрешение кризиса является для него наиболее приемлемым. Вслед за этим проблема разбивается на более мелкие потенциально разрешимые задачи. Для ближайших задач выдвигается несколько предварительных решений. Такие решения предлагаются только в общем, незавершенном виде. Их незавершенность стимулирует собственную активность суицидента.
В результате анализа предварительных решений вырабатывается конструктивный план поведения, направленный на преодоление критических обстоятельств.
Совместный поиск адекватных способов поведения придает суициденту уверенность в своих силах, восстанавливает снизившуюся самооценку, способствует повышению ответственности за свое поведение. Разработка конкретного плана действий преодолевает переживание безнадежности, безысходности, представляющих собой одну из главных детерминант суицидального решения.
Ведущими приемами третьего этапа представляются:
• «Интерпретация». Высказывание гипотез, указывающих на существование определенных аспектов кризисной ситуации, неучтенных суицидентом, а также на возможные способы разрешения ситуации.
• «Планирование». Побуждение к словесному оформлению планов предстоящей деятельности. Оно может выражаться, в частности, в предложении суициденту подумать, что можно сделать в данной напрягающей ситуации, чтобы избежать неблагоприятных для него последствий. Планирование включает в себя не только сферу проблем, требующих решения, но и элементы собственного поведения личности. Если планирование осуществляется лицом, получающим помощь, то вероятность реализации планируемых действий выше, чем в тех случаях, когда основную роль в планировании играет собеседник.
• «Удержание паузы». Целенаправленное молчание, которое имеет своей целью предоставление суициденту возможности проговаривания разрабатываемых планов. Молчание собеседника должно сообщать суициденту, что он ждет его слов.
И, в завершение беседы, следует окончательное формулирование плана действий, активная психологическая поддержка суицидента. План действий должен быть выражен предельно ясно, последовательно и кратко. На этом этапе необходимо высказаться и внушить суициденту веру в свои силы и возможности, напомнить, что ранее он успешно преодолевал трудные моменты жизни, а также призвать сотрудника проявить максимум воли и целеустремленности для достижения желаемого разрешения кризиса.
Ведущими приемами этого этапа являются:
• «логическая аргументация»;
• «убеждение»;
• «переубеждение»;
• «рациональное внушение уверенности».
В завершение беседы предлагается лицу, переживающему кризис, план дальнейших контактов, сообщается график работы, назначается конкретное время следующей встречи.
В процессе беседы должен произойти постепенный переход от позиции эмпатического слушания с вашей стороны к позиции соучастия в познавательном овладении и практическом разрешении ситуации. Это выражается в росте вербальной активности.
В ходе беседы следует оценить степень риска самоубийств .Неоспоримым фактом высоты степени риска является обдуманный метод самоубийства: чем четче он разработан, тем выше его потенциальный риск. В ситуации высокой степени риска нельзя человека оставлять одного, его необходимо немедленно и с сопровождающим направить в ближайшее лечебное учреждение.
Кроме того, при проведении беседы нужно руководствоваться следующими принципами:
1. Ни в коем случае нельзя приглашать на беседу через третьих лиц (лучше сначала встретиться как бы невзначай, обратиться с какой-либо несложной просьбой или поручением, чтобы был повод для встречи).
2. При выборе места беседы главное, чтобы не было посторонних лиц (никто не должен прерывать разговора, сколько бы он ни продолжался).
4. В процессе беседы целесообразно не вести никаких записей, не посматривать на часы и тем более не выполнять какие-либо «попутные» дела. Надо всем своим видом показать суициденту, что важнее этой беседы для вас сейчас ничего нет.
Если в ходе беседы человек активно высказывал суицидальные мысли, то его необходимо немедленно и с сопровождающим направить к врачу психиатру в ближайшее лечебное учреждение.
Если такой возможности нет, суицидента целесообразно во что бы то ни стало убедить в следующем: тяжелое эмоциональное состояние - явление временное; его жизнь нужна родным, близким, друзьям и уход его из жизни станет для них тяжелым ударом; он, безусловно, имеет право распоряжаться своей жизнью, но решение вопроса об уходе из нее, в силу его крайней важности, лучше отложить на некоторое время, спокойно все обдумать.

Антисуицидальные факторы личности

У любого человека существует определенный антисуици¬дальный барьер. Но у разных людей он по-разному крепок. Этот барьер сформирован установками, переживаниями, которые препятствуют самоубийству. Сюда входят такие факторы, как:
-сильная эмоциональная привязанность к близким;
-родительские обязанности;
-выраженное чувство долга, обязательность;
-боязнь причинения себе физических страданий, ущерба;
-представление о греховности, позорности самоубийства, зависимость от общественного мнения и избежание осуждения со стороны окружа¬ющих;
-представление о неиспользованных жизненных возможностях, наличие творческих планов ,замыслов.
-нежелание выглядеть некрасивым даже после смерти, т.е. наличие эстетических критериев в мышлении.
Все перечисленные факторы подразделяются на две категории:
1.Факторы, требующие для своего поддержания постоянной деятельнос¬ти и дополнительных затрат энергии (такие, например, как наличие творческих планов и замыслов);
2.Факторы, не зависящие от энергетических колебаний, не требующие дополнительной активности (такие, как ранее оформившееся устойчивое представление о позорности суицида или эстетические критерии).
При состояниях снижения психической активности (пессимизм, депрес¬сия)прежде всего выходит из строя первая группа факторов, в то время как факторы второй группы отличаются достаточно стабильным функциониро¬ванием.
Таким образом, получается что, чем большим количеством антисуици¬дальных факторов обладает человек, тем прочнее его антисуицидальный барьер, тем менее вероятно его самоубийство и наоборот.

Демонстративно-шантажные покушения на самоубийства

В последнее время возросло количество демонстративно-шантажных покушений на самоубийство. Это разыгрывание театральных сцен с изображением попыток самоубийств без всякого намерения покончить с собой, а иногда с расчетом на то, что спасут. Все действия предпринимаются с целью привлечь к себе или вернуть утраченное внимание, любовь разжало¬бить, вызвать сочувствие, избавиться от грозящих неприятностей или на¬казать обидчика, обратив на него возмущение окружающих, доставить ему серьезные неприятности («довел человека до петли своими придирка¬ми», «запилила мужа» и т.п.).
Место, где совершается «демонстрация», обычно свидетельствует о том, кому она адресована: на работе - коллегам, начальству, дома - семье, близким людям, друзьям. При демонстративном поведении чаще всего используют порезы вен, отравление неядовитыми веществами, и реже - изображение попыток самоповешения и самострел. Однако следует учесть, что демонстративно-шантажные по замыслу действия вследствие не-осторожности, неправильности манипуляций или простой случайности могут привести к роковым последствиям.
В любом случае все попытки самоубийства не должны оставаться без внима¬ния. Ведь в их основе, как и самого самоубийства, осознанно или не осоз¬нанно содержится апелляция к чувствам близких людей, руководству, кол¬легам или общественному мнению, стремление человека таким парадок¬сальным способом получить от окружающих помощь и поддержку.

Рекомендации по оказанию поддержки ребенку, имеющему признаки суицидального риска:

1) не отталкивайте его, если он решил разделить с вами проблемы, даже если вы потрясены сложившейся ситуацией;
2) доверьтесь своей интуиции, если вы чувствуете суицидальные наклонности в данном индивиде, не игнорируйте предупреждающие знаки;
3) не предлагайте того, чего не в состоянии сделать;
4) дайте знать, что хотите ему помочь, но не видите необходимости в том, чтобы хранить все в секрете, если какая-то информация может повлиять на его безопасность;
5) сохраняйте спокойствие и не осуждайте его, не зависимо от того, что он говорит;
6) говорите искренне, постарайтесь определить, насколько серьезна угроза: вопросы о суицидальных мыслях не приводят к попыткам покончить счеты с жизнью, на самом деле они помогут почувствовать облегчение от осознания проблемы;
7) постарайтесь узнать у него план действий, так как конкретный план – это знак реальной опасности;
8) убедите его, что есть конкретный человек, к которому можно обратиться за помощью;
9) не предлагайте упрощенных решений;
10) дайте понять, что хотите поговорить о чувствах, что не осуждаете его за эти чувства;
11) помогите ему понять, что сильный стресс мешает полностью осознать ситуацию, ненавязчиво посоветуйте, как найти какое-либо решение и управлять кризисной ситуацией;
12) помогите найти людей и места, которые смогли бы снизить пережитый стресс;
13) при малейшей возможности действуйте так, чтобы несколько изменить его внутреннее состояние;
14) помогите ему понять, что присутствующее чувство безнадежности не будет длиться вечно.
В заключение, хочется сказать, что в жизни каждого из нас случаются неприятности, на жизненном пути встречаются различные проблемы и трудности. Но как бы там ни было, жизнь – одна, и она самое ценное, что есть у каждого из нас, нужно держаться за нее и помогать удержаться другим людям.
Категория: Педагог-психолог | Просмотров: 2452 | Добавил: Админ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Календарь
«  Февраль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
2425262728
Архив записей
Друзья сайта

  • PuppyRus Linux

  • О Windows и Linux...

  • Copyright © 2024