Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 02.05.2024, 15:12

Детский дом
"Дом детства"

Меню сайта
Категории раздела
Педагог-психолог [14]
Социальный педагог [1]
Статистика
Яндекс.Метрика




Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Поиск

Страничка психолога

Главная » 2014 » Февраль » 14 » Занятие на тему: «Развитие коммуникативной культуры» ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
16:30
Занятие на тему: «Развитие коммуникативной культуры» ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Детский дом
«Дом детства» г.Донецка

Занятие на тему:
«Развитие коммуникативной культуры»
ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Занятие подготовила: Скотинникова О.М.,
педагог-психолог

Цель занятия: способствование развитию коммуникативной культуры как сложного динамического процесса, обеспечивающего готовность личности к жизненному самоопределению и являющегося условием достижения гармонии с собой и окружающей действительностью.
Схема занятия: 1) ознакомление участников тренинга с правилами;
2) вводная часть;
3) основная часть;
4) заключительная часть.
1. Правила тренинга:
1. Больше получает тот – кто больше дает.
2. Говорит только один человек, его не перебиваем, слушаем.
3. Вежливость — привилегия царских особ.
4. И последние обязательно станут первыми.
5. Мы не на уроке - оценок ставить не будем.
6. Каждый человек имеет право на свое мнение.
2. Вводная часть.
2. Вводная часть.
Многие ученые считают, что коммуникативная культура – это один из компонентов общей культуры личности, она представляет собой совокупность таких знаний, умений, навыков, которые позволяют ей результативно использовать свои психические, физические, личностные качества для эффективного решения коммуникативных задач.
Длительное время коммуникативная культура рассматривалась как совокупность норм и правил, регулирующих общение людей. По мнению Е.И.Мычко, коммуникативная культура личности имеет следующие механизмы своего функционирования:
• собственно коммуникативный, обеспечивающий обмен информацией;
• интерактивный, регулирующий взаимодействие партнеров в общении;
• перцептивный, организующий взаимное восприятие в общении.
Коммуникативную культуру можно рассматривать и как систему качеств личности, включающую:
• творческое мышление (нестандартность, гибкость мышления, в результате чего общение предстает как вид социального творчества);
• культуру речевого действия (грамотность построения фраз, простота и ясность изложения мыслей, образная выразительность и четкая аргументация, адекватный ситуации общения тон, динамика звучания голоса, темп, интонация и, конечно, хорошая дикция);
• культуру самонастройки на общение и психоэмоциональной регуляции своего состояния;
• культуру жестов и пластики движений (самоуправление психофизическим напряжением и расслаблением, деятельная самоактивация и т.д.);
• культуру восприятия коммуникативных действий партнера по общению;
• культуру эмоций (как выражение эмоционально-оценочных суждений в общении) и прочее.
Ю.В.Жуков выделяет три группы правил, составляющих коммуникативную культуру:
1. Правила коммуникативного этикета. Они определяют порядок обращения и представления, выбор обращения и многое другое. Правила этики не имеют прямой связи с эффективностью взаимодействия с окружением, но их частичное или полное игнорирование отстраняет человека от участия в общении.
2. Правила согласования коммуникативного воздействия. Они задают тип общения: светское, деловое, ритуальное, интимно-личностное и т.д.
3. Правила самоподачи (самопрезентации). Они не определяют тип общения и не влияют на его эффективность, но обусловливают индивидуальный успех отдельных участников общения. Правила самоподачи предназначены для создания у окружающих определенного впечатления о себе.

3. Основная часть.
ОБЩЕНИЕ.
Упражнение 1 «Передай другому».
Инструкция. Дети сидят в кругу, и по очереди каждый без слов передает соседу какой-либо воображаемый предмет. Сосед должен «взять» его соответствующим образом и назвать. Затем он предлагает уже свой предмет следующему по кругу. Упражнение повторяется до тех пор, пока все не примут участие.
Вопросы для обсуждения:
- Легко или трудно было передавать предмет?
- Кому легко?
- В чем были трудности?
Легко или трудно было отгадывать предмет?
Кому было легко?
В чем заключались трудности?
Упражнение 2 «Что помню?»
Инструкция. Один из детей (по желанию) садится спиной к аудитории. Остальные вслух загадывают одного из присутствующих. Задача водящего – кА можно подробнее описать внешний вид загаданного. Когда он закончит, члены группы могут дополнить описание своими наблюдениями. После этого другой садится спиной к аудитории, загадывается новый человек и процедура повторяется. Смена водящего происходит еще несколько раз.
Вопросы для обсуждения:
- Легко или трудно было описывать внешность?
- В чем были трудности? Почему?
- Что легче всего вспоминается?
- Что труднее?
- Кому было легко выполнять это упражнение? Почему?
Упражнение 3 «Спина к спине»
Инструкция. Двое детей (по желанию) садятся на стулья спиной друг к другу. Их задача – вести диалог на какую-либо интересующую обоих тему в течение 3-5 минут. Остальные дети играют роль молчаливых зрителей.
Вопросы для обсуждения:
- Легко ли было вести разговор?
- В чем были трудности?
- Есть ли удовлетворение от разговора?
Примечание: зрители также высказывают свои наблюдения. Можно повторить упражнение еще с одной парой участников.
Упражнение 4 «Пересказ текста» (точная передача информации)
Инструкция. Ведущий сообщает детям: «Сейчас все вы покинете комнату, останется только один человек. Ему я зачитаю текст. После этого я приглашу в комнату второго участника, и первый перескажет ему текст, который только что прослушал. Затем я приглашу в комнату третьего участника. Второй расскажет ему то, что услышал сам. Затем я позову следующего, и так до тех пор, пока все участники не окажутся в комнате. просьба ко всем: внимательно слушать каждого участника».
Затем выполняется упражнение согласно инструкции.
Примечание. Текст подбирается педагогом-психологом произвольно. Желательно, чтобы он был малознакомым. Необходимо, чтобы были два-три героя и определенная протяженность действия во времени. Объем текста – около 50 строк. Педагогу-психологу следует иметь запасной вариант текста на случай повтора упражнения.
Вопросы для обсуждения:
- За счет чего произошло искажение информации?
- Что «своего» каждый внес в рассказ?
- Бывает ли в жизни так?
- Что надо делать, чтобы искажения были минимальными?
ПОНИМАНИЕ.
Упражнение 5 «Экстрасенс»
Инструкция. «Одно из основных умений человека, которого мы называем общительным, заключается в способности «читать» мысли и чувства другого по глазам, выражению лица, позе и т.п. В какой степени эти способности развиты у вас? Давайте проверим прямо сейчас. Среди членов группы выберите человека, чье состояние и мысли вы будете угадывать.
Вам дается три минуты на то, чтобы письменно изложить, о чем он думал во время занятия, какие чувства испытывал и т.п.
Затем мы сядем в большой круг, и вы, обращаясь к человеку, состояние которого описали, расскажете ему о нем (о его состоянии и мыслях). Тот, чье состояние описывали, может прокомментировать этот рассказ, т.е. высказать свое мнение. Если рассказанное вами соответствует его действительным мыслям и ощущениям, он может подтвердить правильность ваших наблюдений. Или опровергнуть догадки, указав при этом на допущенные вами ошибки».
Упражнение 6 «Враг – друг»
Инструкция. Ведущий вместе с участниками устраивает небольшой «мозговой штурм» во время которого даются ответы на три вопроса:
1. Какие элементы внешности, манеры поведения могут способствовать формированию имиджа «врага»?
2. Какие элементы внешности, манеры поведения могут способствовать формированию имиджа «не врага»?
3. Какие элементы внешности, манеры поведения могут способствовать формированию имиджа «друга»?
Примерные ответы:
1. Демонстрация физической силы, состояние алкогольного опьянения, разговор на повышенных тонах, слишком активный интерес, нецензурная речь, агрессивная жестикуляция, слишком внимательный взгляд, активное сокращение дистанции, оглядывание по сторонам, вызывающая одежда, враждебная мимика, расставленные локти, выпрямленная спина.
2. Пассивность, низкий интерес, вялая невнятная речь, сутулость, «общая серость».
3. Интеллигентность, корректность, нормальная речь, умеренный интерес, сдержанная жестикуляция, дружелюбная мимика и жесты, соблюдение дистанции, приятная одежда и в целом облик, сексуальность (для определенных ситуаций), разного рода проявления заботы, бескорыстная помощь.
Далее предлагается разыграть несколько сценок, в процессе которых будет закреплен материал. Например:
Сценка 1. Перемена. Один ребенок из параллельного класса подходит к другому, чтобы попросить его позвонить по телефону.
Сценка 2. Некая организация. приходит клиент, чтобы записаться на прием к специалисту. Но ему отвечают, что можно записаться лишь на следующий месяц.
Примечание. Перед каждой сценкой педагог-психолог предлагает ее участникам попробовать себя в той или иной роли («врага», «не врага», «друга»).
Вопросы для обсуждения:
- Каковы впечатления непосредственных участников друг от друга?
- Какой смысл вкладывали непосредственные участники в те или иные действия?
- Каковы впечатления наблюдателей?
Упражнение 7 «Как дела?»
Инструкция. Ведущий задает каждому участнику по очереди (по кругу) один и тот же вопрос: «Как дела?». Задача – ответить на вопрос оригинально, т.е. так, чтобы ответ не был похож ни на один из уже прозвучавших вариантов. Если ответ участника не оригинален, он выбывает из игры: встает со своего места и отходит в сторону.
Примечание. Упражнение продолжается до тех пор, пока не останется ни один участник. Роль арбитра берет на себя педагог-психолог. Если ответ дословно не повторяет другой ответ, но является его парафразом или же близок по смыслу, это тоже считается повторением, и участник в таком случае также выбывает.
Вопросы для обсуждения:
- Как вы обычно отвечаете на вопрос «Как дела?» в реальной жизни?
- Как можно проклассифицировать ответы?
Упражнение 8 «Контрабандисты»
Инструкция. Педагог-психолог вызывает несколько добровольцев (от трех до пяти). Они выходят за дверь. Там одному из этой группы вручается небольшой предмет, который можно спрятать в кармане: ручка, колпачок от ручки, маленький степлер, свернутая бумажка (записка) и т.п. Участник, спрятав эту вещь в карман, не должен вытаскивать ее, пока не получит разрешение.
Все возвращаются в кабинет. Остальным участникам – наблюдателям – объяснятся, что эти несколько человек – «контрабандисты», которые что-то незаконно провозят. В данный момент лишь у одного из них есть незаконный товар, и другие контрабандисты это знают, но ни за что не скажут. Они могут всячески врать, выкручиваться, сваливать вину друг на друга, говорить даже что это они сами обладают запрещенным товаром. вместе с тем, среди лжи они могут сказать и правду.
Задача остальных участников – «расколоть» контрабандистов, выяснить путем опроса, у кого же на самом деле «товар». В конце опроса каждый из наблюдателей должен четко проговорить свою позицию, назвав предполагаемого нарушителя. После этого ведущий подает знак обладателю «товара», тот его достает и демонстрирует.
Примечание. Желательно упражнение провести несколько раз. Один и тот же участник может неоднократно попадать в команду «контрабандистов».
Вопросы для обсуждения:
- Какой тактики лучше было придерживаться «контрабандистам»?
- какой тактики лучше было придерживаться наблюдателям?
- Какие внешние признаки проявляют ложь человека?
- По каким признакам можно определить искренность?
- Кто из «контрабандистов» особенно хорошо играл?
Упражнение 9 «Объясняю – понимай!»
Инструкция. Дети делятся на две команды. Каждая задумывает слово, связанное с эмоциональной сферой. Это может быть название переживания, а может быть понятие, означающее форму переживаний, например «стресс», «аффект» или «страсть» (конечно, в случае, если обучающиеся знакомы с этими понятиями). Нужно объяснить соперникам, что означает это слово, раскрыть его содержание, но само слово при этом не называть. В случае конкретного переживания не возбраняется кратко описать ситуацию, в которой это переживание может возникнуть. Соперники должны за 30 секунд определить слово. Если команд более двух, то возможность для ответа предоставляется той команде, участник которой быстрее поднял руку. В случае правильного ответа этой команде дается право загадать свое слово. Если нет – пытаются другие.
Примечание. В этом конкурсе педагогу-психологу следует оценивать не только ответы, но и сами задания – определения слов: они должны быть ясными, полными, корректными. можно ограничиться одним понятием со стороны каждой команды, но если позволяет время, то неплохо было бы задумать по три слова.
Упражнение 10 «Передача чувств»
Инструкция. Команды выстраиваются в колонны (в каждой из них количество игроков должно быть равным; противном случае «лишнего» участника педагог-психолог просит быть своим ассистентом, в обязанности которого входит следить за соблюдением правил проведения конкурса). Необходимо заранее приготовить карточки с названиями эмоций. Примерный набор: радость, вина, обида, грусть, удивление, интерес, гнев, спокойствие, отвращение, страх, презрение, стыд, горе. Указанный список может быть дополнен, в частности, из того набора, который фиксировал педагог-психолог во время проведения упражнения «Объясняю – понимай».
Процедура «передачи чувств» состоит в следующем: участники, оказавшиеся в колоннах последними, поворачиваются к ведущему и вытягивают из стопки по одной карточке с названиями эмоций. Поразмыслив требуемое время над тем, как можно невербально изобразить указанную в карточке эмоцию, они дотрагиваются до плеча стоящего перед ними участника; он оборачивается и наблюдает за мимикой и пантомимой первого игрока; далее эмоция невербально изобразить указанную в карточке эмоцию, они дотрагиваются до плеча стоящего перед ними участника; он оборачивается и наблюдает за мимикой и пантомимой первого игрока; далее эмоция невербально передается по цепочке. Когда эта «эмоциональная информация» достигнет стоящего впереди игрока, он быстро возвращается в хвост колонну. После того как все «правофланговые» окажутся в конце колонны, ведущий предлагает каждому из них (в соответствии со временем «финиширования») изобразить эмоцию, которую они получили, а затем назвать ее. Ответ сопоставляется с надписью на карточке. В случае очевидной синонимичности (скажем, на карточке «грусть» а называется «печаль») не следует снижать оценку. процедура повторяется еще дважды; при этом тот игрок, кто в первой серии был первым, оказывается замыкающим в колонне, и именно ему предстоит теперь вытягивать карточку.
Примечание При подведении итогов учитывается и скорость «передачи» эмоц
Категория: Педагог-психолог | Просмотров: 1612 | Добавил: Админ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Календарь
«  Февраль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
2425262728
Архив записей
Друзья сайта

  • PuppyRus Linux

  • О Windows и Linux...

  • Copyright © 2024