Государственное образовательное учреждение Ростовской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Детский дом «Дом детства» г.Донецка
ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ 11-18 ЛЕТ «Выбор стратегии» Цель занятия: улучшение эмоционального фона детей, установление более дружеских отношений между детьми. Схема занятия: 1) ознакомление участников тренинга с правилами; 2) вводная часть; 3) основная часть; 4) заключительная часть. 1. Правила тренинга: 1. Больше получает тот – кто больше дает. 2. Говорит только один человек, его не перебиваем, слушаем. 3. Вежливость— привилегия царских особ. 4. И последние обязательно станут первыми. 5. Мы не на уроке - оценок ставить не будем. 6. Каждый человек имеет право на свое мнение. 2. Вводная часть. 2. Вводная часть. Конфликт возникает тогда, когда есть зона разногласий – предмет спора, факт или вопрос (один или несколько), вызвавший разногласия. При этом каждый участник конфликта имеет собственное представление о ситуации. Эти представления чаще всего не совпадают. Конфликтанты реагируют по-разному и чаще всего не знают, как видит данную ситуацию оппонент. По данным статистики, люди чаще всего ошибаются при объяснении поступков других людей, эта ошибка заключается в том, что люди явно переоценивают роль чужих личностных качеств и недооценивают роль ситуативных обстоятельств. К.Томас выделил пять основных стилей поведения в конфликтной ситуации: сотрудничество, приспособление, компромисс, конкуренция, уклонение. Он также подчеркивает, что в разных ситуациях в поведении могут сочетаться различные стили. Стиль конкуренции может использовать человек, обладающий сильной волей, достаточным авторитетом, властью, не очень заинтересованный в сотрудничестве с другой стороной и стремящийся в первую очередь удовлетворить собственные интересы. Стиль сотрудничества можно использовать, если, отстаивая интересы, вы вынуждены принимать во внимание нужды и желания другой стороны. Этот стиль наиболее труден, так как он требует более продолжительной работы. Цель его применения – разработка долгосрочного взаимовыгодного решения. Стиль уклонения реализуется обычно, когда проблема для вас не столь важна, вы не отстаиваете свои права, не сотрудничаете ни с кем и не хотите тратить время и силы на ее решение. Этот стиль поведения реализуется также в тех ситуациях, когда одна из сторон считает, что нет серьезных оснований для продолжения контактов. Стиль приспособления означает, что вы действуете совместно с другой стороной, но при этом не пытаетесь отстаивать собственные интересы в целях сглаживания и восстановления нормальной атмосферы. Стиль компромисса заключается в стремлении сторон урегулировать разногласия на взаимных уступках. В этом плане он напоминает стиль сотрудничества, однако осуществляется на более поверхностном уровне. Этот стиль наиболее эффективен, если обе стороны хотят одного и того же, но знают, что одновременно это невыполнимо (например, стремление занять одну и ту же должность). Какой стиль мы выберем в конкретной ситуации зависит от нас, от наших желаний, стремлений, воспитания и моральных качеств.
3. Основная часть. Задание 1. Давайте попробуем разобраться, как же лучше нам поступать в той или иной конфликтной ситуации. Для этого нам нужно разбиться по парам и для каждой пары придумать свою ситуацию. Сначала мы показываем ход развития ситуации таким образом, чтобы конфликтующие стороны отстаивали только свои интересы, а затем проигрываем ситуацию так, чтобы обе стороны были удовлетворены результатами. Время занятия 10-15 минут. Задание 2. Группа разбивается на "тройки". В каждой тройке распределяются обязанности. Один из участников играет роль "глухого и немого": он ничего не слышит, не может говорить, но в его распоряжении - зрение, жесты, пантомимика; второй участник играет роль "глухого и паралитика": он может говорить и видеть; третий "слепой и немой": он способен только слышать и показывать. Всей тройке предлагается задание, например, договориться о месте, времени и цели встречи. На упражнение отводится - 15 минут. Задание 3. Если вы хотите отделаться от страхов, ставших препятствием на вашем пути, примите метод визуализации, который может помочь вам в этом случае. .Итак, уделите приблизительно одну минуту на то, чтобы видеть, слышать, ощущать этот страх, его источник на экране перед вашим внутренним взором. Варьируя условия, заметьте, в какой ситуации этот страх возрастает. Теперь спросите себя, что вы можете сделать для того, чтобы избавится от этого страха. Опять же прибегайте к логике, отвечая на этот вопрос. Пусть ответ каким-то образом сам появится для вас на экране. Наконец, закончите визуализацию тем, что ваш страх становится меньше и исчезает совсем. Используйте с этой целью любые подходящие образы. Можно представить себя стреляющим в образ своего страха, которые при этом взрывается. Когда к вам придет ощущение того, что страх рассеян, медленно вернитесь в нормальное состояние. Задание 4. Участники разбиваются на пары и становятся спиной друг к другу. «Представьте будто вы поссорились. Сейчас будет драка. Сожмите пальцы в кулаки. Глубоко вдохните, затаите дыхание, сожмите челюсти, надуйте щеки. Затем повернитесь друг к другу и пальцами осторожно сдуйте щеки партнера. Весело, смешно, ругаться не хочется. Ура! Обнимитесь.» Рекомендуется выбирать в партнеры наименее привлекательного для себя человека в группе. Задание 5. Из группы выбираются два подростка. Остальные будут зрителями. Один из подростков – «Дарит комплименты», другой заказывает свой портрет. Затем участники меняются местами. «Тот кто дарит комплименты» внимательно рассматривает своего партнера(1-2 мин). Отворачивается и говорит ему комплименты, произнося перед каждым комплиментом: «Я тебя не вижу, но я помню …» и дальше комплимент: - Как мне понравилась твоя прическа - Твой добрый взгляд… Все должно проходить в доброжелательной обстановке. Ведущий активно помогает подросткам, акцентируя внимание на некоторых аспектах. Например: - «А как характер твоего партнера выражен через одежду или украшения»? Задание 6. Ведущий рассказывает притчу: - Жили были король и королева – Творец и Муза. Много лет ждали они детей. И наконец родилась у них дочь – Глина. Лелеяли ее и оберегали. Выросла она и много скульпторов узнали о ее красоте.. Много предложений о женитьбе на дочери Творец отклонил. Муза грустила, а Творец объяснял : «Они любят свой талант, а не тебя». Однажды в город приехал молодой скульптор. Увидел Глину ее красоту, пластичность, грацию и влюбился. Глина спросила у скульптора: «Ты хочешь стать королем?» - «Нет, я пленен твоей неповторимостью, пластикой и мягкостью» - ответил скульптор. И Глина вышла за него замуж. Затем предлагает всем выбрать пару, встать лицом к лицу, друг напротив друга образуя два круга. Внутренний – «Скульпторы», внешний – «Глина». Скульптор лепит любой образ из глины. Ставит в нужную позу, поправляет руки, выражение лица. Через 3 минуты меняются местами. 4. Заключительная часть. Задание 7. (Расслабляющая трансовая методика) Безопасное место 1. Закройте глаза и сосредоточьтесь на своем дыхании. 2. Сконцентрируйтесь на выдохе, все больше и больше расслабляясь с каждым выдохом. 3. Когда вы почувствуете себя готовым, представьте безопасное место - это может быть какое-либо знакомое вам место, где вы уже бывали или где хотели бы побывать. Вы можете представить себе реальное место или вообразить что-то по собственному усмотрению. 4. Безопасное место может быть таким, каким вы захотите, в нем может быть все, что угодно. Это может быть комната, пляж, поляна, дом. Вы можете находиться в нем один, а можете окружить себя людьми. Единственное обязательное требование - вы должны чувствовать себя в полной безопасности и быть в этом абсолютно уверенны. 5. Переместитесь в безопасное место, насладитесь ощущением пребывания в полной безопасности. Вы можете сохранить это ощущение, а можете проанализировать какие-то аспекты своей жизни с точки зрения безопасности, которую вам обеспечивает выбранное вами место. 6. Во время пребывания в безопасном месте вы должны сконцентрироваться на следующих ощущениях: безопасность, комфорт, уверенность и контроль. 7. Оставайтесь в безопасном месте так долго, как захотите. Помните, что вы всегда можете воссоздать это место, когда вам этого захочется. 8. Когда вы почувствуете себя готовым, покиньте безопасное место и вернитесь в реальный мир. Для создания безопасного места можно использовать различные части тела и, в частности, сердце. Вы можете удаляться в сконструированный вами мир в любое время по своему желанию. Одним из главных моментов этого упражнения является ощущение безопасности и уверенности, а не то, что вы считаете "правильным" и "должным". Хотя каждый раз, когда вы будете впадать в транс, это может происходить по-разному, эти ощущения полностью зависят от вашего желания и творческой активности. Задание 8. Сядьте поудобнее. Закройте глаза и постарайтесь вспомнить в обратном порядке все, начиная с того момента, как я закончу говорить и до начала тренинга. Вспомните все что происходило на тренинге, как можно подробнее, ничего не комментируя и не поясняя. Затем участники тренинга делятся своими мнением о том, что с ним происходило, а именно: - общее впечатление тренинга, - о том, что открыл каждый для себя с помощью группы, - пожелания ведущему тренинга.